С чем связана гуманизация образования
Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 10 февраля , печатный экземпляр отправим 14 февраля.
Актуальные аспекты гуманизации образования в высшем учебном заведении
Российское общество находится на переломном этапе своего развития. Он характеризуется переоценкой ценностей, критикой и преодолением того, что мешает дальнейшему движению вперед. Высшим гуманистическим смыслом социального развития становится утверждение отношения к человеку как высшей ценности бытия. Человек как самоцель развития, как критерий оценки социального процесса представляет собой гуманистический идеал происходящих в стране преобразований. Поступательное движение к этому идеалу связано с гуманизацией жизни общества, в центре планов и забот которого должен стоять человек с его нуждами, интересами, потребностями. Поэтому гуманизация образования рассматривается как важнейший социально-педагогический принцип, отражающий современные общественные тенденции построения функционирования системы образования.
Гуманизация и демократизация — процессы обусловленные социально-экономическими реалиями современного общества. Друг без друга они не существуют и невозможны. Если гуманизация профессионального образования — это взгляд на преобразование профессиональной школы с точки зрения интересов личности студента, то демократизация образования — взгляд на его преобразование с точки зрения нормализации отношений между обществом, государством и учебными заведениями, между педагогами и студентами и между самими студентами.
Анализ содержания понятий «гуманизм» и «гуманность» позволили нам определить и содержание понятия «гуманизация» как производное от предшествующих. В социальном плане, на наш взгляд, понятие «гуманизация» есть одновременно и явление, и деятельность распространения воспитания и становления в обществе идей гуманизма, иначе, духовно-нравственных ценностей общественного развития. А в педагогическом же контексте - это процесс формирования гуманных качеств личности или просто гуманности в человеке. Это императив, который стоит перед Россией с точки зрения ее выживаемости в ближайшем будущем и на перспективу в XXI веке. Сегодня в фокусе внимания ученых находятся проблемы, связанные с гуманизацией образования, педагогического процесса, педагогической деятельности и личности студента.